Цели и задачи курса
Цели курса:- формирование у студентов целостного представления о системе высшего медицинского образования;
- обучение студентов приемам и навыкам успешного обучения в системе высшего образования.
Задачи курса:- формирование базовых знаний о системе высшего медицинского образования;
- формирование адекватных ожиданий и представлений о профессиональной деятельности врача;
- изучение факторов, влияющих на успешное обучение в ВУЗе;
- развитие навыков эффективного обучения в ВУЗе
Темы лекций и семинаров
Лекции
Лекция №1 Система высшего медицинского образования. Основные составляющие системы высшего профессионального образования. Ступени высшего образования, сроки и формы его получения. Понятие «непрерывное медицинское образование». Лекционно-семинарская система организации образовательного процесса. Компетентностный подход в высшем образовании. Виды деятельности студентов: учебно-познавательная, научно-исследовательская, информационно-поисковая, профессионально-практическая,спортивно-оздоровительная, деятельность по интересам и др. Студенческое самоуправление. Знакомство с традициями и правилами СПбГМУ им. И.П. Павлова.
Лекция №2 Требования, предъявляемые к студентам. Болонский процесс и единое образовательное пространство Европы. Знакомство с Балльно-Рейтинговой Системой обучения. Методы оценки и формы контроля учебной деятельности студентов в Университете в условиях БРС. Стили обучения и факторы успешной учебной деятельности. Требования к самостоятельной работе студентов. Права, обязанности и социальная защита студентов. Пересдача зачетов и экзаменов, отчисление, академический отпуск, правила восстановления и переводов: положения и нормативные акты.
Лекция №3 Образ врача – нравственные принципы профессии врача. История взаимоотношений врача и пациента (Гиппократ, Парацельс и др.). Гиппократ – основоположник нравственных основ профессиональной деятельности врачей. Клятва Гиппократа. Моральные и нравственные аспекты профессиональной деятельности врача. Личность врача – профессионально важные качества врача и профессиональное поведение. Примеры профессионального героизма среди врачей. Трудные вопросы медицинской этики: аборты, трансплантация органов, эвтаназия, общение с умирающим больным и др.
Лекция №4 Современные перспективные направления медицинской науки. Обзор новых направлений исследований в иммунологии, трансплантологии, биоинженерии, генетике, онкологии и др. Основные проблемы в биомедицинских исследованиях.
Лекция №5 Фундаментальные проблемы медицины. Взаимосвязь биологических и клинических дисциплин в подготовке врача. Теоретическая (фундаментальная) медицина и ее роль в развитии практических отраслей медицины. Медицинская наука и здравоохранение в России: современное состояние.
Лекция №6 Здоровый образ жизни. Здоровьесберегающие технологии в обучении. Что такое здоровый образ жизни и как уберечься от эмоциональных, физических и психических перегрузок во время обучения в медицинском вузе. Физическая культура и здоровье. Необходимость физической активности и правильного питания в условиях интенсивных умственных нагрузок. Правила эффективного отдыха. Сон, правила повышения эффективности сна.
Семинары
Семинар №1 Память. Понятие памяти, ее виды. Законы памяти. Необходимость активного использования ресурсов памяти дл эффективного обучения в вузе. Упражнения для тренировки памяти. Мнемоника и мнемонические принципы.
Семинар №2 Память. Методы и приемы запоминания: Цицерона, свободных ассоциаций, карточек, кодирования чисел, локальной привязки (знакомого пути), пиктограмм, и др. Диета для памяти. Интеллект-карты, или карты памяти. Методики Тома Бьюзена.
Семинар №3 Тренировка внимания. Понятие внимания. Основные свойства внимания: концентрация, переключение, избирательность. Важность концентрации и переключения внимания в процессе учебной деятельности. Необходимость тренировки внимания. Упражнения: «полная тишина», «здесь и сейчас», «концентрация внимания на часах» и др. Методики концентрации внимания. Методы и упражнения для развития внимания.
Семинар №4 Конспектирование. Понятие конспекта. Конспектирование текста (при работе с письменным источником - книгой, статьей и т.д.). Виды конспектов: плановый, схематически плановый, текстуальный, тематический, свободный. Использование «Карт памяти». Конспектирование лекции, общие рекомендации. Рациональное конспектирование. Практические рекомендации.
Семинар №5 Тайм-менеджмент. Планирование времени и целеполагание. Понятие тайм-менеджмента. Понятие «Поглотители времени». Основные принципы планирования: регулярность, приоритетность, гибкость, реалистичность, письменный вид. Расстановка приоритетов. Принцип Парето. Понятие лени, творческая и нетворческая лень.
Семинар №6 Публичное выступление. Понятие риторики. Подготовка выступления. Цель выступления: что говорить, как говорить, кто говорит, кому говорить, зачем говорить, где говорить, когда говорить, сколько говорить. Структура выступления: вступление, основная часть, заключение.
Семинар №7 Самопрезентация и правила аргументации. Понятия аргументации и дискуссии. Правила убеждения. Категории аргументов для убеждения. Способы представления аргументов: одностороннее и двухстороннее сообщение. Модели воздействия на оппонента в процессе убеждения. Правила самопрезентации. Правила ведения спора. Правила оформления презентации.
Семинар №8 Построение карьеры. Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Движущие мотивы карьеры. Управление деловой карьеры. Как я работаю, мои ценности, причины неудач в карьере. Варианты построения карьеры. Карьера врача за рубежом. Карьера врача в России.
Семинар №9 Синдром эмоционального выгорания (СЭВ). Понятие о СЭВ. Распространенность и этиология СЭВ. Факторы, способствующие развитию СЭВ. Признаки СЭВ и их диагностика. Стадии развития, профилактика и лечение синдрома выгорания. Социальная адаптация первокурсника в ВУЗе.
Семинар № 10 Основы здорового образа жизни. Понятие здоровья. Необходимость контроля здоровья в условиях обучения в ВУЗе. Режим дня. Типы биоритмов: «сова» и «жаворонок». Сон, биоритмы сна. Правильное питание: общие правила. Вредные привычки. Кофе и шоколад - польза и вред. Ноотропные препараты. Алкоголь, стадии алкоголизма. Наркотики, стадии наркомании: нулевая, измененной реактивности, психической активности, физической зависимости, последствий хронической наркотизации.
Семинар №11 Библиотековедение. Библиотечный фонд университета. Обеспеченность учебной литературой. Работа с каталогами библиотеки. Электронный поиск, его алгоритм. Сроки и правила возвращения учебной, специальной и художественной литературы.
Семинар №12 Тестирование студентов.
Вопросы для самопроверки
- Какие существуют мнемотехнические приемы и в чем они заключаются?
- Какие мнемонические принципы вы знаете?
- Как эффективно использовать повторение материала?
- Что такое внимание?
- Какие Вы знаете основные свойства внимания?
- Почему внимание нужно тренировать?
- Какие Вы знаете упражнения для тренировки внимания?
- Что такое «конспект»?
- Какие бывают виды конспектов?
- Как используются карты памяти при конспектировании?
- Что такое рациональное конспектирование?
- Что такое управление временем? Какое отношение к этому понятию имеют наши жизненные цели?
- Что такое целеполагание и для чего оно нужно? Приведите конкретный пример.
- В чем суть проактивного и реактивного подходов к жизни? Как узнать, какой подход у конкретного человека?
- В чем суть подхода «Управление собой, как корпорацией»?
- Что называется поглотителями времени в тайм-менеджменте?
- В чем основная идея хронометража времени?
- Назовите основные правила эффективного планирования дня?
- В чем заключается смысл расстановки приоритетов?
- В чем основная идея принципа Парето?
- Что такое творческая лень? Она полезна или является недостатком?
- Что такое «риторика» и зачем она нужна в повседневной жизни?
- На какие вопросы нужно ответить прежде, чем готовить выступление?
- Что такое «тезис выступления» и для чего он нужен?
- Что нужно помнить, чтобы правильно раскрыть тему выступления?
- Какие компоненты выступления выделял французский социолог Г. Лебон?
- Для чего нужно вступление и какое время ему должно быть отведено?
- Назовите 3 способа упорядочивания и 2 способа структурирования.
- Для чего нужно заключение в выступлении?
- Перечислите компоненты, которые нужно учесть в заключении.
- Какова главная задача основной части?
- Дайте понятие аргументации, какие вы знаете черты, характерные для аргументации?
- Перечислите правила убеждения, которые вы знаете.
- Какие вы знаете модели воздействия на оппонента в процессе убеждения?
- Перечислите принципы убеждающего воздействия.
- Дайте определение самопрезентации, Какие вы знаете приемы для создания благоприятного впечатления?
- Дайте определение понятия спор, Какие правила ведения спора вы знаете?
- В чем заключается смысл «Сократовского диалога»?
- Какие правила шрифтового оформления презентации вы знаете?
- Какое оптимальное количество цветов должно быть использовано в презентации?
- Какое количество значимых объектов может быть расположено на одной полосе? Обоснуйте свой ответ.
- Что такое карьера?
- Какие этапы построения карьеры вы можете назвать?
- Какие мотивы существуют в построении карьеры?
- Почему построением карьеры необходимо заниматься с первого курса университета?
- Расскажите об особенностях обучения в медицинском вузе за рубежом.
- Особенности карьеры врача в России.
- Дайте определение понятию «синдром эмоционального выгорания».
- Для какой категории лиц наиболее характерно развитие СЭВ?
- Каковы наиболее значимые факторы, предрасполагающие к развитию СЭВ?
- Какие жалобы предъявляют лица с СЭВ?
- Назовите ключевые признаки СЭВ? Назовите 5 групп ключевых симптомов СЭВ.
- Назовите и охарактеризуйте стадии СЭВ?
- Каковы основные меры профилактики и лечения СЭВ?
- Дайте определение понятию социальной адаптации.
- Назовите стадии адаптации в социальной среде
- Как лучше адаптироваться к обучению в вузе?
- Какой режим дня можно считать правильным?
- Что значит «здоровое питание»?
- Назовите общие правила правильного питания.
- Что из привычного может стать вредной привычкой?
- Компьютерный поиск книги, опишите алгоритм.
Список литературы, использованной для составления курса
- Костромин В.А. Самоучитель Linux для пользователя. — СПб.:БХВ–Петербург, 2003. — 672 с.
- Костромин В.А. OpenOffice.org – открытый офис для Linux и Windows. - СПб.: БХВ–Петербург, 2002. — 546 с.
- «Культура русской речи. Энциклопедический словарь» справочник / Под общим руководством Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева. М.: Флинта, Наука, 2003.
- Лебланк Ди-Анн. Linux для «чайников» (Linux for dummies):[для сомневающихся от установки и настройки до работы с сетью и подключения к Internet]/ Ди-Анн Лебланк: Пер. с англ. Н.Н. Селиной. — М.: Диалектика, 2006. — 333 с.
- Мельникова С.В. Деовая риторика (речевая культура делового общения): Учебное пособие. – Ульяновск: УлГТУ, 1999. – 106с.
- Поварнин С.И., Искусство спора. О теории и практике спора (Мир вокруг нас). –Терра-Книжный Клуб. М. 2009.
- Смирнов А.Н., Пирогов А.Н., Новые возможности 3D- моделирования в ЦФС PHOTOMOD. Информационный бюллетень ГИС-Ассоциации, №2, 2009.
- Уолтон Д. Аргументы ad hominem / Пер. с англ. Н. Я. Мазлумяновой. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2002.
- Lancham R. A handlist of rhetorical of terms. Berkeley and Los Angeles: University of California press, 1968.
- Виноградов П.А. Физкультура и здоровый образ жизни. Москва.1990 г.
- Энтин Г.М. Когда человек сам себе враг. Знание. 2003 г.
- Куракина Л.М. Сигарета и молодежь. СПб.1997 г.
- Жолдак В.И. Что мы думаем о здоровье? Известия. 2005 г.
- Колесникова Н.И. «От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию навыков письменной речи».-М.:Флинта: Наука, 2002.-288с.
- Минько Э. «Ускоренное конспектирование и чтение», Питер, С-Пб, 2003 г.
- Штернберг Л.Ф., Скоростное конспектирование, М.,1988 г.
- Хрестоматия по вниманию. / Под ред. А.Н. Леонтьева и др. М., МГУ, 1976.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога – М.: ВЛАДОС, 1999.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
- Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе. / Под ред. Ж. М. Глозман. – М.: В. Секачев, 2006.
- Истомина З. М. Развитие внимания. – М.: Просвещение, 1978.
- Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. – СПб.: Питер, 2008.
- Ляудис Н. В. Внимание в процессе развития. – М.: Вла-дос, 1991.
- Мальцева К. П. Развитие внимания школьника. – М.: АПН, 1996.
- «Тайм-менеджмент»- под редакцией Г.А.Архангельского. Москва 2011 г.
- «Управляй своим временем и удвой результаты» - Б.Трейси. Москва 2008 г.
- «Организация времени: от личной эффективности к развитию фирмы»- Г.А.Архангельский. Питер 2006 г.
- «Механизмы времени. Тайм-менеджмент: практикум» Ю.Л.Васильченко. Киев 2001 г.
- «Управление временем»- Кноблаух Й.,Велтье Х. Москва 2008 г.
- Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. - М.: Олма-Пресс, 2003
- Почебут Л. Г. Психология публичного выступления. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005
- Аронсон Э., Пратканис Э. Эпоха пропаганды. Механизмы убеждения. СПб.; М.: прайм-Еврознак, 2002
- Гандапас Р. Камасутра для оратора.-- ЗАО «Олимп-Бизнес»; Москва; 2005
- Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 880 с.
- Бойко В.В. Синдром "эмоционального выгорания" в профессиональном общении/В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с.
- Климов Е.А. Психология профессионала. -М., 2006.
- Николсон Н. Развитие карьеры в организации: проблемы и опыт передовых компаний Запада. Управление персоналом. //Проблемы теории и практики управления. Вып. 9, 2005.
- Поляков В. А. “Технология карьеры. Практическое руководство” : - М.: “Наука” 1989
- Цветаев В. М. “Управление персоналом” : -С-П.: “ПИТЕР” 2000.
- Гончар Д. Р. Устный счет и память. Донецк, 1998 г.
- Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1979 г.
- Михайлов С.Е. Лучше, чем скорочтение. Как научиться читать быстрее. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
- Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М., 1979. С. 193-207.