"Медицинская и социальная психология" (весенний семестр) - учебная программа, методические указания, темы докладов и рефератов


Учебная программа по медицинской психологии

 

Психологические основы  доверительного общения.

Общение, его роль и место в жизни и профессиональной деятельности. Понятие социализации. Виды общения. Функции общения. Компоненты общения. Механизмы социальной перцепции. Понятие каузальной атрибуции. Факторы, влияющие на общение. Эффекты межличностного восприятия. Коммуникативные барьеры.

Невербальные средства  коммуникации.

Невербальные средства коммуникации: визуальный контакт, мимика, паралингвистика, межличностная дистанция, кинесика. Их значение в общении.

Вербальные средства коммуникации.

Вербальные средства коммуникации. Умение слушать партнера как  основное условие эффективного взаимодействия с пациентом. Техники активного слушания.

Половозрастные характеристики групп.

Социо-психологические аспекты половой детерминации и возрастных особенностей человека. Определение понятия гендер. Уровни и механизмы детерминации пола.  Этапы социально-психологической детерминации. Физические детерминанты половой принадлежности: генетический пол, гормональный пол, соматический пол, гражданский пол. Этапы социально-психологической детерминации. Гендерное самосознание. Гендерная роль. Гендерные стереотипы. Возрастные периоды жизни человека. Стадии психосоциального развития (по Э. Эриксону). Понятие и структура возрастного кризиса. Характеристики кризисных периодов. Специфические особенности кризисов взрослого периода.

Ролевая структура группы.

Понятие группы. Структура группы и ее измерение: формально-статусное, социометрическое, модели коммуникативных сетей. Понятие роли в группе. Теории лидерства. Понятие групповой сплоченности.  Классификация групп. Особенности социального взаимодействия и поведения людей в группе (групповые феномены). Психология малых групп.

Семья как малая социальная группа.

Определение семьи. Функции семьи. Структура и динамика семьи. Стили воспитания в семье. Проблема границ родительского контроля. Культуральные особенности. Типы неправильного воспитания. Тип воспитания и акцентуации личности.

Конфликт.

Техники быстрого снятия напряжения в беседе. Стратегии поведения в конфликте: сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление, соперничество. Выбор оптимального стиля поведения в конфликтной ситуации. Профилактика конфликта в профессиональной деятельности врача.

Психологическая адаптация человека.

Понятие о психологической адаптации и дезадаптации. Стратегии преодоления  сложных жизненных ситуаций: психологическая защита и копинг.  Механизмы психологической защиты. Определение. Психодинамический подход. Механизмы психологических защит (МПЗ): отрицание, замещение, регрессия, рационализация, компенсация, сублимация, интеллектуализация, проекция. Копинг-стратегия, стратегии совладания с жизненными трудностями (по Р. Лазарус).

Взаимоотношения врача и больного.

Основа  взаимоотношений врача и больного. Предпосылки взаимоотношений врача и больного. Теоретические основы взаимоотношений врача и пациента с позиций психоанализа. Раскрыть понятия «перенос», «контрперенос». Основные фазы общения врача и пациента. Задачи соответствующие каждому этапу. Модели взаимоотношений врача и пациента: техническая, патерналистская, коллегиальная, контрактная. Особенности общения с пациентами врача-стоматолога. Врач, выступающий в роли пациента. Сложные случаи в общении врача и пациента. Врач, выступающий в роли пациента.

Внутренняя картина болезни.

Определение. Структура внутренней картины  болезни. Составляющие ВКБ. Болевая или сенсорная составляющая (неприятные ощущения, дискомфорт). Эмоциональная составляющая. Интеллектуальная (когнитивная). Нарушения психической деятельности человека в условиях заболевания. Типы отношений к болезни по Личко А.Е.. Болезнь как кризисная ситуация.  Беседа о диагнозе.

 


Методические указания по подготовке к семинарским занятиям по "Медицинской и социальной психологии".

 

В ходе семинарского занятия внимательно слушать выступления своих однокурсников. При необходимости задавать им уточняющие вопросы. Принимать активное участие в обсуждении учебных вопросов: выступать с докладами, рефератами, обзорами научных статей, отдельных публикаций периодической печати, касающихся содержания темы семинарского занятия. В ходе своего выступления использовать технические средства обучения, доску и мел. С целью более глубокого усвоения изучаемого материала задавать вопросы преподавателю. После подведения итогов семинара устранить недостатки, отмеченные преподавателем.

 

Занятие 1. Психологические основы  доверительного общения.

1. Знать основные понятия: Общение, социальная перцепция, каузальная атрибуция, межличностное восприятие, коммуникативные барьеры.

2. Иметь представление о понятии социализации, видах общения, функциях общения, компонентах общения, механизмах социальной перцепции, факторах, влияющих на общение.

 

Занятие 2. Невербальные средства  коммуникации

1. Знать основные понятия: Невербальные средства коммуникации, визуальный контакт, мимика, паралингвистика, межличностная дистанция, кинесика.

2. Иметь представление об особенностях  перцепции, обмена информацией и взаимодействии в процессе невербального общения.

3. Привести примеры внушения, заражения, подражания. Самостоятельная работа студентов (психотехнические игры и упражнения) на развитие репертуара невербального поведения.

 

Занятие 3. Вербальные средства коммуникации.

1. Знать основные понятия: вербальные средства коммуникации, техники активного слушания.

2. Иметь представление об особенностях  схем вербального реагирования в ходе беседы.

 

Занятие 4. Ролевая структура группы.

1. Знать основные понятия. Понятие группы. Понятие роли в группе. Теории лидерства. Понятие групповой сплоченности. Классификация групп. Психология малых групп. Определение семьи

2.  Иметь представление о структуре группы и ее измерении, о моделях коммуникативных сетей. Особенности социального взаимодействия и поведения людей в группе (групповые феномены). Стили воспитания в семье. Культуральные особенности воспитания в семьях. Типы неправильного воспитания.

 

Занятие 5. Конфликт.

1.Знать основные понятия: инцидент, конфликт, противоречие, динамика конфликта, конфликтность, манипулирование,

2.Иметь представление о стилях поведения в конфликтной ситуации, типах конфликтных личностей, технологиях управления конфликтами, способах управления своими эмоциональными состояниями. Техники быстрого снятия напряжения в беседе. Стратегии поведения в конфликте: сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление, соперничество.

3.Привести примеры конфликтов и их исходов, обсудить стили поведения участников этих конфликтов.

 

Занятие 6. Психологическая адаптация человека. Психологические механизмы преодоления стресса.

1.Знать основные понятия .Понятие о психологической адаптации и дезадаптации. Стратегии преодоления  сложных жизненных ситуаций: психологическая защита и копинг. 

2.Иметь представление о самодиагностике собственного стиля преодоления стрессов (методика Плутчика,  опросник Лазаруса).

 

Занятие 7. Взаимоотношения врача и больного.

1.Знать основные понятия: перенос, контрперенос, комплайенс, основные модели взаимоотношений врача и пациента.

2.Иметь представление о предпосылках для взаимоотношений врача и пациента, теоретических основах взаимоотношений врача и пациента, фазах развития отношений врача и пациента. Особенности общения с пациентами врача-стоматолога.

3.Привести примеры сложных случаев в общении врача и пациента.

 

Занятие 8.  Внутренняя картина болезни.

1.Знать основные понятия:  внутренняя картина болезни, типы отношения к болезни

2.Иметь представление о структуре внутренней картины  болезни, нарушениях психической деятельности человека в условиях заболевания.

3.Привести примеры  частных  клинических случаев.

 

 Вопросы к зачету по курсу "Медицинская и социальная психология".

  1. Вербальное общение. Средства вербального воздействия. Этапы ведения беседы
  2. Внутренняя картина болезни. Определение. Составляющие ВКБ: сенсорная, эмоциональная, когнитивная, поведенческая составляющие
  3. Понятие общения.  Виды общения. Факторы, влияющие на поведение человека в процессе общения.
  4. Невербальные средства общения: расстояние между собеседниками, взаиморасположение,  позы и жесты. Их роль в формировании у пациента доверия к врачу.
  5. Взаимоотношения врача и больного. Основные фазы общения врача и пациента. Задачи соответствующие каждому этапу.
  6. Особенности поведения человека в группе (Социальные феномены группового поведения).
  7. Невербальные средства общения: расстояние между собеседниками, взаиморасположение,  позы и жесты. Мимика и взгляд. Паралингвистические компоненты общения.
  8. Семья как малая группа. Определение. Основные функции. Стадии развития семьи.
  9. Лидерство: основные теории лидерства, стили руководства.
  10. Понятие группы. Виды групп. Основные характеристики группы: групповые нормы и цели. Социальные роли в группе.
  11. Внутренняя картина болезни. Определение. Факторы, влияющие на отношение к болезни. Типы отношений к болезни.
  12. Механизмы социальной перцепции. Понятие каузальной атрибуции. Факторы, влияющие на общение.
  13. Понятие социализации. Функции общения. Эффекты межличностного восприятия. Коммуникативные барьеры.
  14. Семья как малая группа. Основные функции. Стадии развития семьи.
  15. Социо-психологические аспекты половой детерминации человека. Уровни и механизмы детерминации пола.  Этапы социально-психологической детерминации.
  16.  Конфликт. Определение понятия. Виды конфликтов. Функции.Этапы развития конфликта.
  17. Вербальные средства коммуникации. Умение слушать партнера как  основное условие эффективного взаимодействия с пациентом. Техники активного слушания.
  18. Понятие гендера, гендерной роли.  Этапы становления полоролевого самосознания личности.
  19. Модели взаимоотношений врача и пациента. Врач, выступающий в роли пациента. Сложные пациенты.
  20. Невербальные средства коммуникации: визуальный контакт, мимика, паралингвистика, межличностная дистанция, кинесика. Их значение в общении.
  21. Ролевая структура группы. Лидерство и харизма.  Основные теории лидерства.
  22. Конфликт, определение. Стратегии поведения в конфликте.  Пути разрешения конфликтных ситуаций.
  23. Основные компоненты общения. Механизмы социальной перцепции.
  24. Взаимоотношения  врача и больного. Теоретические основы взаимоотношений врача и пациента с позиций психоанализа. Раскрыть понятия «перенос», «контрперенос».

 

Примерный перечень тем  докладов и рефератов по разделу "Медицинская и социальная психология":


1. Предмет и объект клинической психологии (основные понятия, разделы клинической психологии, место клинической психологии в системе наук, отличие клинической

психологии и психотерапии и психиатрии).

2. История клинической психологии (Л.Уитмер, Э.Крепелин, Т.Рибо, К.Ясперс, 3.Фрейд, И.П.Павлов, А.Р.Лурия).

3. Методологические проблемы клинической психологии ( проблема нормы и патологии, устойчивость границ нормы: психопатии, пограничные и транзиторные расстройства, релятивистская, статистическая, адаптационная концепции нормы).

4. Методы клинической психологии.

5. Этика в клинической психологии (модель Гиппократа, модель Парацельса, деонтологическая модель, биоэтика).

6. Соотношения социального и биологического факторов в формировании и патологии психики

7. Особенности деятельности клинического психолога (цели, задачи, компетенции).

8. Психопатология чувственного познания (галлюцинации, псевдогаллюцинации, иллюзии, бред).

9. Нарушения памяти (дисмнезии, амнезии, парамнезии).

10. Нарушения восприятия (агнозии, псевдоагнозии, нарушение мотивационного компонента восприятия).

11. Нарушения памяти ( нарушения опосредованной памяти, нарушения динамики мнестической деятельности, нарушения непосредственной памяти).

12. Нарушения мышления (нарушения операционной стороны мышления, нарушения динамики мыслительной деятельности).

13. Нарушения эмоций и чувств (эйфория, депрессия, дистимия, ларвированная депрессия, меланхолия, эмоциональная лабильность, эмоциональная тупость, аффект).

14. Нарушения сознания (К. Ясперс – критерии ясного сознания, оглушения сознания, делирий, онейроид, аменции, кома, сумеречное состояние).

15. ЗПР – задержка психического развития.

16. Олигофрения, современные программы реабилитации и работы с людьми с ограниченными умственными возможностями.

17. Шизофрения (проблема этиологии, различные взгляды на возникновение болезни, симптомы,формы шизофрении).

18. Психологический анализ изменений личности при шизофрении, психотерапия больных шизофренией.

19. Психологический анализ изменений личности при эпилепсии, психотерапия больных эпилепсией.

20. Психопатология детского возраста

21. Психопатии (определение, виды, акцентуации и психопатии, дифференциальная диагностика психопатий).

22. Тревожные расстройства

23. Соматоформные и конверсионные расстройства.

24. Расстройства, связанные со злоупотреблением психоактивных веществ, работа психолога в клинике зависимостей (синдромы зависимости, синдромы отмены).

25. Психология соматического больного (понятие болезни, внутренняя картина болезни, уровни ВКБ).

26. Тип отношения к болезни, особенности психотерапевтической работы при различных типах отношения к болезни (ипохондрический, меланхолический, невротический,

сензитивный и т.д.).

27. Основные концепции развития психосоматических заболеваний (теория символического языка органа, концепция профиля личности, концепция специфического  внутриличностного конфликта, теория десоматизации ресоматизации, психосоматическое заболевание как результат алекситимии, общефизиологические концепции развития болезни).

28. Влияние соматической болезни на психику (личностные особенности больных при различных заболеваниях).

29. Влияние семьи на возникновение и развитие психосоматических заболеваний.

30. Психотерапевтическая работа с психосоматическими больными (гештальт-терапия, поведенческая терапия, арт терапия).

31. Современные проблемы клинической психологии

 

 

 

Список  рекомендуемой литературы:

 

Основная литература:

 

1.      Пе­рес Ло­вел­ле Р., Куд­ря­вая Н.В. Пси­хо­ло­ги­че­ские ос­но­вы про­фес­сио­наль­ной дея­тель­но­сти вра­ча. – М.: ВУНМЦ, 1999 г.

2.      Си­до­ров П.И., Парня­ков А.В. Вве­де­ние в кли­ни­че­скую пси­хо­ло­гию. – В 2 тт. – Ека­те­рин­бург, 2000 г.

3.      Тво­ро­го­ва Н.Д. Пси­хо­ло­гия. Лек­ции для сту­ден­тов ме­ди­цин­ских ву­зов. – М., 1998 г.

 

 

Дополнительная (рекомендуемая) литература:

 

  1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. – М., 2000.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Прогресс, 1989.
  3. Бойко В.В. Правила эмоционального поведения. - СПб., 2000.
  4. Годфруа Ж. Что такое психология? – М., 1992,т.1,т.2.
  5. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: «Питер», 2000.
  6. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. -  СПб, 2003.
  7. Немов Р.С. Общая психология. 1-2тт. – М., 1994.
  8. Никифоров Г.С. Психология здоровья. - СПб., 2002.
  9. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику: психологическое исследование. – М.: МГУ, 1987.
  10. Основы общей психологии и педагогики / учебно-методическое пособие для студентов СПбГМУ им.акад. И.П.Павлова. – СПб.: Изд-во СПбГМУ, 2003.
  11. Пси­хо­ло­ги­че­ский сло­варь/ Под ред. А.В. Пет­ров­ско­го. – М., 1990.
  12. Пси­хо­эмо­цио­наль­ный стресс. Ру­ко­во­дство для вра­чей. – М.: Ме­ди­ци­на, 1996
  13. Рубин Дж., Пруйт Д., Ким Хе Сунг Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. – СПб.: прайм- Еврознак, 2002
  14. Са­тир В. Как сто­ить се­бя и свою се­мью. – М.: Пе­да­го­ги­ка-п­ресс, 1992.
  15. Свенцицкий А.Л. «Социальная психология» - М, 2003.
  16. Социально-психологические основы профессиональной деятельности врача:пособие для студентов. – СПб.: Изд-во СПбГМУ, 2004.
  17. Фрейд З. Пси­хо­ло­гия «Я» и за­щит­ные ме­ха­низ­мы. – М., 1993.