Психология - требования для получения зачета



Требования учебной дисциплины для студентов


  1. Каждое пропущенное занятие, независимо от причин пропуска, отрабатывается в дни, отведенные расписанием отработок пропущенных занятий.

  2. Студенты, имеющие 3 (не более) пропуска занятий, должны отрабатывать пропущенные темы в дни отработок.

  3. Студенты, пропустившие 4 и более занятий по психологии, к дальнейшим занятиям не допускаются и, по согласованию с деканом и заведующим учебной частью, должны пройти повторный цикл занятий.

  4. Студенты не должны опаздывать на занятия. Опоздавшие к занятию не допускаются и должны отрабатывать занятие как пропущенное.

  5. Студенты, не подготовленные к занятию, отрабатывают занятие как пропущенное.

  6. Студенты должны посетить все лекции по психологии. Пропустившие менее половины лекций отрабатывают пропущенные лекции преподавателю с предоставлением конспекта лекций. Пропустившие более 2/3 лекций отрабатывают все лекции с предоставлением конспекта.


Требования для получения зачета по курсу психологии.


Аудиторная работа:

  1. Посещение лекций и семинарских занятий без пропусков.

  2. Наличие всех конспектов лекций и семинарских занятий.

  3. Прохождение проверочного теста (промежуточный тест-контроль знаний).

  4. Активное участие в обсуждении тем, дискуссиях, ролевых играх, выполнение тестовых заданий, упражнений.


Самостоятельная работа (виды):

  1. Подготовка и выступление с докладом/презентацией по теме, согласованной с преподавателем (план, список литературы, методические рекомендации у преподавателя).

  2. Написание реферата по темам, согласованным с преподавателем (с учетом методических рекомендаций к структуре и соблюдением правил написания).

  3. Заполнение рабочей тетради по психическим процессам (методич. рекомендации у преподавателя); выполнение контрольных заданий по пройденной теме.

  4. Конспектирование оригинальных научных работ, выступлений, теоретических положений и научных трудов известных ученых, основоположников в данной области (по данной теме).




Положение о балльно-рейтинговой системе (БРС) оценки  усвоения курса психологии студентами

ГОУ ВПО  «Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. акад. И.П.Павлова Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

с учетом положений Болонской декларации 
 
 
 

  Задачи курса: 

   Стратегической  задачей курса психологии должно стать формирование у студентов  представления о человеке как  о высшей ценности и на этой основе холистического отношения к нему, в том числе пациенту, его родственникам, своим коллегам, в целом – к личности любого другого человека. 

   В результате изучения дисциплины студенты должны знать и понимать:

  1. значение психологических знаний в работе с больными людьми;
  2. основные психические процессы, их роль в жизнедеятельности человека;
  3. особенности личности и степень их возможного влияния на межличностное взаимодействие, на развитие и течение болезни;
  4. психологические механизмы и закономерности развития личности, кризисы развития;
  5. принципы психологической диагностики и возможности психологического тестирования;
 

   В результате изучения дисциплины студенты должны  уметь:

  1. анализировать психологические особенности человека;
  2. строить эффективное общение и комплаентные взаимоотношения  с пациентами с учетом их психологических особенностей.
 

 Продолжительность курса: Преподавание курса психологии осуществляется в течение двух семестров (III-IV) на 2 курсе лечебного факультета, факультета спортивной медицины и на 1 курсе (I-II) стоматологического факультета.  

 Курс  представляет собой последовательное прохождение 2 дисциплин: «Общая психология и педагогика» и «Социальная  и медицинская психология».  

. Форма контроля: После прохождения каждой дисциплины в конце каждого семестра – зачет.  

  Организация учебного процесса с балльно-рейтинговой системой

   оценки усвоения  дисциплин студентами. 

Для удобства подсчета баллов и эффективной проверки знаний студентов в свете новых  требований к учебному процессу преподавание дисциплины «Общая психология и педагогика» нами разделено на 3 тематических раздела (модуля), взаимосвязанных между собой:

1-й модуль «Основы общей психологии и педагогики»;

2-й модуль  «Психические процессы»;

3-й модуль  «Психология личности». 

Преподавание дисциплины «Медицинская и социальная психология» также разделено на 2 взаимосвязанных между собой тематических раздела (модуля):

4-й модуль  «Социальная психология»;

5-й модуль  «Медицинская психология». 

 Требования к студенту:

 

  • Студент должен активно работать в течение прохождения всего модуля, тогда он сможет получить 1 балл за активность.
  • В процессе прохождения каждого модуля студент должен подготовить: 1 доклад (1Д) + 2-3 индивидуальных домашних задания (ИДЗ), которые также оцениваются в баллах.
  • Доклад относится к аудиторной практической работе студента. Преподаватель оценивает выступление + презентацию и вносит баллы (0-4б) в индивидуальный рейтинговый лист студента, а также в журнал.
  • Индивидуальные домашние задания относятся к самостоятельной работе студента. Преподаватель оценивает работу студента и вносит баллы в его индивидуальный рейтинговый лист, а также в журнал.
  • Если студент претендует на автоматическое получение зачета или хочет повысить свои баллы в итоговом рейтинге, он может выполнить дополнительные виды СРС, которые предлагаются в рамках дисциплины  (см. таблицы и приложение 3).
  • ИДЗ проверяются преподавателем и обсуждаются индивидуально со студентом в специально отведенное время – в консультативные  часы преподавателя.
  • Для удобства оценивания качества и уровня выполнения докладов, рефератов и др. видов учебной деятельности студента разработаны критерии оценки.
 
 
 

  Формы промежуточного  и итогового контроля: 

  • На каждом семинарском занятии проводится блиц-опрос знаний (Б) в виде короткого  теста или контрольной работы, оценки (0-1б) выставляются в журнал и индивидуальный рейтинговый лист студента.
  • После прохождения каждого модуля проводится промежуточный контроль знаний в виде теста, состоящего из 25-30 вопросов с 3-4 вариантами ответов (ТК).
  • Результаты промежуточных проверочных тестов позволят проверить и оценить теоретическую подготовку студента (знание лекционного материала и семинарских тем). Оценки в баллах заносятся в учебный журнал, а также в индивидуальный рейтинговый лист студентов (см. приложение 4).
  • Основанием для допуска к зачету является набор студентом не менее 30 баллов в процессе обучения по дисциплине.
  • Студент, который выполнил весь объем учебной работы в семестре и набрал 60 баллов, может претендовать на автоматический зачет, если выполнит дополнительные виды СРС (+20 баллов).
  • Студент, получивший на зачете менее 11 баллов, направляется на пересдачу зачета.
  • Зачет по дисциплине проводится в конце семестра и включает в себя 2 вопроса:

1 вопрос  – теоретический материал (до 20 баллов);

2 вопрос  – ситуационная задача (до 20 баллов). 
 

  Другие виды деятельности  студента: 

   Другие  виды деятельности включают в себя участие студента в работе СНО, НИРС, ИУРС, посещение элективов, выступление с докладами на студенческих конференциях и др. (до 10 баллов).

    А именно:

  1. Посещение заседаний СНО (без подготовки докладов, 50% посещаемости) – до 3 баллов
  2. Выступление с докладом на заседании СНО – до 5 баллов
  3. Посещение электива – до 7 баллов
  4. Публикации в сборниках студенческих научных работ – до 7 баллов
  5. Выступление с докладами от кафедры на внешних конференциях- до 7 баллов
  6. Активное участие в НИРС и УИРС – до 10 баллов.
 
 
 
 

Итоговый  Рейтинг 

     Определяется  суммой набранных баллов по всем видам деятельности: теоретическая, практическая и самостоятельная работа, а также другие виды деятельности + оценка на зачете.

     Таблица 2

Оценка Итоговый  рейтинг
«Превосходно» 91-100
«Отлично» 85-90
«Хорошо»  71-84
«Удовлетворительно» 41-70
«Неудовлетворительно» 40 и менее  баллов
 
 
 
 
 

                                    СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ  
 
 

Модуль 1  «Психические процессы»

Всего: 5 семинарских занятий                                                            Таблица 4

Виды  работ ТП ПП СРС ДВД Кол-во

баллов

Min/max

Блиц-опрос 5+       0/5
Промежуточный тестовый контроль (ТК) 1+       0/5
Доклад   1+     0/4
Активность  на занятии   +     0/1
ИДЗ:

1.Составление  психологического  заключения

2.Выполнение  заданий рабочей  тетради

3. Составление кроссвордов

     
1+ 
 

1+ 

1+

   
0/4 
 

0/3 

0/3

Дополнительные  виды СРС:

1. Рецензия статьи

2.Конспектир-е  научного источника

3.Составление

портфолио

    4. Лит.обзор книг  по заданной теме

     
+
 
 
 
 
0/10 
Всего         0/35
 

Оценка  блиц теста: 0 – 0,5 – 1 баллов

Min – 0 баллов за каждый блиц-тест

Max – 1 балл за каждый блиц-тест  

Оценка  промежуточного теста: зачет/ не зачет (0/5)

0 б –  не зачет, если выполнено менее 60% теста;

5 б – зачет, если выполнено больше 60%  теста. 

Оценка  ИДЗ:

  • Заполнение рабочей тетради, составление кроссворда:

0 б –  задание не выполнено;

3 б –  задание выполнено без ошибок.

  • Написание психологического заключения по результатам тестов:

0 б –  задание не выполнено;

2 б –  задание выполнено не в полном  объеме, допущены ошибки или неточности в обработке данных, есть замечания к интерпретации;

4 б –  задание выполнено в полном  объеме, на высоком уровне, без  замечаний. 

 


Основанием для допуска к зачету является набор студентом не менее 30 % баллов в процессе обучения по дисциплине.

ЗАЧЕТ - 2 вопроса:

  1. ВОПРОС по материалам ЛЕКЦИЙ (20 баллов).

  2. ВОПРОС по темам СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ (20 баллов).



Критерии  оценки ответов на теоретические вопросы  билета и решения  ситуационных задач.

Характеристика  ответа на зачете (1 вопрос) Баллы Оценка
 Студент демонстрирует системность и  глубину знаний, в том числе  полученных при изучении основной и  дополнительной литературы; точно  и полно использует научную терминологию, умеет объяснить происхождение термина, дать исчерпывающее определение;  использует в своём ответе знания, полученные при изучении курса. Безупречно владеет тезаурусом дисциплины; стилистически грамотно, логически правильно излагает ответы на вопросы; дает исчерпывающие ответы на дополнительные вопросы преподавателя по темам, предусмотренным учебной программой.   20 баллов 5 (5+)
 Студент демонстрирует системность и  глубину знаний по предмету, в том числе полученных  при изучении основной и дополнительной литературы; точно использует   научную терминологию; владеет тезаурусом дисциплины; умеет стилистически правильно излагать материал, обосновывает и аргументирует свой ответ; правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя по темам, предусмотренным учебной программой, смежным с вопросами билета.   19-18 баллов 5
 Студент демонстрирует системность и  глубину знаний в объеме учебной  программы; владеет необходимой  для ответа терминологией; могут быть допущены недочеты в определении понятий, исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа;

 логически правильно строит ответ на вопросы, умеет грамотно  анализировать, делает обоснованные выводы; правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя по теме вопросов экзаменационного билета.

 
17-16 баллов 4 (4+)
 Студент демонстрирует достаточную полноту  знаний в объёме учебной программы, при наличии лишь несущественных неточностей в изложении содержания основных и дополнительных ответов; владеет необходимой для ответа терминологией, недостаточно полно раскрывает вопросы билета; умеет анализировать психологические явления и факты, но не всегда делает обоснованные выводы; допускает незначительные ошибки, но исправляется при наводящих вопросах преподавателя. 15-14 баллов 4
 Студент демонстрирует достаточные, но несколько  поверхностные знания в рамках учебной  программы, ответ логически правильно  построен, однако в нём допущены некоторые огрехи и  неточности, которые легко исправляются самим  студентом; владеет  необходимой научной терминологией; анализирует факты, допуская ряд незначительных ошибок; при наводящих вопросах  в достаточной степени раскрывает вопросы билета.   13-12 баллов 4 (4-)
 Студент демонстрирует недостаточно последовательные знания по вопросам учебной программы; использует научную терминологию, но могут быть допущены 1–2 ошибки в определении основных понятий, которые студент затрудняется исправить самостоятельно; способен самостоятельно, но неглубоко анализировать материал, при наводящих вопросах  раскрывает вопросы билета.   11-10 баллов 3 (3+)
 Студент демонстрирует неглубокие, неполные знания по вопросам в рамках учебной  программы; неточно использует научную  терминологию; слабо владеет тезаурусом дисциплины; дает недостаточно последовательный ответ, допускает ошибки, которые не может самостоятельно исправить.   9-8 баллов 3
 Студент демонстрирует поверхностные знания по заданным вопросам в рамках учебной  программы; усвоил только часть научной  терминологии; не умеет анализировать материал; в большинстве случаев неточные ответы, допускает существенные ошибки в раскрытии понятия, показывает слабое понимание существующих закономерностей; испытывает трудности при исправлении ошибок, отсутствуют выводы.   7-6 баллов 3 (3-)
 Студент демонстрирует крайне фрагментарные  знания в рамках учебной программы; не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины; не владеет минимально необходимой терминологией; допускает грубые логические ошибки, отвечая на вопросы преподавателя, которые не может исправить самостоятельно. 
 
5-4 балла 2
 Студент демонстрирует отсутствие знаний; не ответил или отказался отвечать на вопросы билета;  не выполнил ни одного практического задания.   3-2 балла 2-
Критерии  оценки доклада Баллы
Доклад  создан с использованием компьютерных технологий (презентация Power Point, Flash–презентация, видео-презентация  и др.) Использованы дополнительные источники информации. Содержание заданной темы раскрыто в полном объеме. Отражена структура доклада (вступление, основная часть, заключение, присутствуют выводы и примеры). Оформление работы. Оригинальность  выполнения (работа сделана самостоятельно, представлена впервые). 4
1.Доклад  создан с использованием компьютерных  технологий (презентация Power Point, Flash–презентация, видео-презентация  и др.) Содержание доклада включает в себя информацию из основных источников (методическое пособие), дополнительные источники информации не использовались. Содержание заданной темы раскрыто не в полном объеме. Структура доклада сохранена (вступление, основная часть, заключение, присутствуют выводы и примеры).

2.Доклад  сделан устно, без использования  компьютерных технологий. Использованы  дополнительные источники информации. Содержание заданной темы раскрыто в полном объеме. Отражена структура доклада (вступление, основная часть, заключение, присутствуют выводы и примеры).

3
Доклад  сделан устно, без использования  компьютерных технологий. Содержание доклада ограничено информацией  только из методического пособия.. Содержание заданной темы раскрыто не в полном объеме. Отсутствуют выводы и примеры. Оригинальность  выполнения низкая. 2
Доклад  сделан устно, без использования  компьютерных технологий и других наглядных  материалов. Содержание ограничено информацией только из методического пособия. Заданная тема доклада не раскрыта, основная мысль сообщения не передана. 1
 
Итоговый  рейтинг (возможный)
0/4



Зав. кафедрой психиатрии,

профессор Н.Г. Незнанов


Зав. учебной частью,

доцент К.К. Телия


Зав. курсом психологии,

доцент Е.Р. Исаева