Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им.акад. И.П. Павлова. Кафедра психиатрии и наркологии с курсами медицинской психологии и психосоматической медицины.
ПРОГРАММА элективного курса «Тренинг эффективного публичного выступления» для студентов университета или слушателей без специальной подготовки.
Санкт-Петербург 2011 г. Программа элективного курса «Тренинг эффективного публичного выступления» составлена: лаборантом кафедры психиатрии и наркологии, Исаевой А.А. АННОТАЦИЯ. Основная цель элективного курса – научить участников чувствовать себя уверенно при выступлении перед аудиторией, научить составлять выступление так, чтобы оно соответствовало их целям и было интересным и понятным. Общая цель конкретизируется в следующих задачах: 1. Приобретение знаний о структуре публичного выступления. 2. Приобретение знаний о факторах эффективности публичного выступлении 3. Приобретение навыков анализа и управления собственным невербальным поведением 4. Получение и развитие навыков снятия напряжения аудитории и работы с сопротивлением 5. Выработка и тренировка навыков артикуляции, тембра голоса, расстановки интонаций и пауз в речи. 6. Снятие скованности и страха публичного выступления 7. Развитие навыка мотивирования при публичном выступлении
Уровень представлений, знаний и умений, приобретаемых студентами в процессе обучения.
По окончании курса студенты должны: 1. Иметь представление: 1) об управлении эмоциями, саморегуляции 2) о понятии «мотивация», «эмоциональный менеджмент» 3) о механизмах восприятия информации, передаваемой устно 4) о колебании внимания у аудитории и способах поддержания интереса 6) о понятиях «жестикуляция», «мимика», «проксемика», «кинесика», «артикуляция» 7) о харизме лидера
2. Знать: 1) структуру, цели и виды публичного выступления 2) техники снятия напряжения у аудитории 3) техники мотивирования и заражения аудитории; 4) о способах развития дикции и расстановки пауз 5) о сопротивлении аудитории и способах работы с ним; 6) об особенностях эмоциональных состояний аудитории
3. Уметь: 1) Анализировать, оценивать и интерпретировать невербальное поведение выступающего; 2) Составлять план выступления, отбирать материал и использовать методы подготовки к публичному выступлению 3) Применять техники публичного выступления 4) Отвечать на каверзные вопросы аудитории 5) Снимать напряжение, сопротивление, негативные эмоции аудитории 6) Использовать навыки убедительного и мотивирующего выступления 7) Понижать напряжение и управлять эмоциональным состоянием не только большой аудитории, но и в повседневном общении 8) Управлять своим голосом, выбирать тот тембр и те интонации, которые наиболее соответствуют цели выступления, и использовать их 9) Пробуждать у слушателей интерес к теме своего выступления и удерживать их внимание в течение всей речи Основной принцип тренинга публичного выступления – участники тренинга, работая в группе или самостоятельно, обучаются навыкам и техникам эффективного публичного выступления при активном участии в упражнениях и получении обратной связи.
Задача преподавателя, ведущего тренинг - создать условия, которые помогут каждому участнику раскрепоститься при публичном выступлении и реализовать свои возможности. А также создать такие упражнения, в которых люди смогут найти зону развития, над которой им предстоит работать. Задача каждого участника – принимать активное участие в работе группы и при самостоятельной работе. Давать искреннюю обратную связь каждому участнику и принимать ту, что исходит от других участников для более четкого понимания своих сильных и слабых сторон, а также для выработки наиболее удачного стиля публичного выступления.
Каждое занятие включает в себя следующие элементы: · Краткое изложение теоретического материала. · Выявление существующих паттернов и стилей публичного выступления у каждого участника, их достоинств и недостатков. · Инструктирование, выработка и моделирование новых моделей публичного выступления и работы с аудиторией. · Закрепление новых способов взаимодействия в играх, психогимнастических упражнениях, публичных выступлениях в рамках тренинга, которые записываются на камеру и разбираются в группе. · В конце каждого занятия – групповая дискуссия (обсуждение проведенного занятия, полученной информации).
План занятий элективного курса «Психологический тренинг общения»: Продолжительность всего курса – 20 часов. Количество участников в группе – 12-15 человек.
Содержательные аспекты элективного курса «Психологический тренинг общения».
1-е занятие. Структура публичного выступления. Знакомство. Сбор ожиданий участников, объяснение норм и правил работы в тренинговой группе. Самооценка собственных ораторских способностей. Пробное выступление о себе, запись на камеру, обсуждение сильных и слабых сторон. Подготовка к выступлению: сбор информации об аудитории, организация материала, понятие цели публичного выступления. Понятие структуры выступления. Отработка вступления, основной части и заключения как основных структурных компонентов выступление, информирование об их задачах, целях и основных принципах организации материала. Выступление. Техники ответов на каверзные вопросы.
2-е занятие. Экспрессивность речи Кратко повторение пройденного на прошлом занятии. Психогимнастические упражнения на создание работоспособности в группе. Психогимнастические упражнения на выражение, распознавание и отражение эмоций другого. Ролевая игра для выявления основных невербальных компонентов публичного выступления. Отработка жестов и позы убедительного выступления и жестов и позы, располагающей к доверию. Паузы, акценты и интонации в выступлении. Виды эмоциональной окраски сообщения. Способы сделать речь более выразительной. Упражнения, направленные на работу с голосом, его тембром, дыханием. Придание эмоциональной окраски и расстановка интонации и пауз в научном тексте. Обсуждение результатов, полученных навыков и знаний. Получение обратной связи участниками.
3-е занятие. Управление аудиторией Закрепление полученных навыков структурирования текста и придания ему эмоциональной окраски. Понятие эмоционального менеджмента. Методы управления эмоциями и снятия эмоционального напряжения. Ролевая игра для отработки методов и закрепления полученных знаний на практике. Сопротивление аудитории и техники работы с ней. Ролевая игра для закрепления навыка работы с сопротивлением и снятия напряжения. Заражение аудитории эмоциями. Факторы заражения и убеждения. Пробное выступление в рамках игры для выделения и оценки наиболее значимых факторов и зоны развития для каждого участника. Мотивирующее выступление. Определение в ходе дискуссии мотивирующих факторов. Способы мотивирования. Выступление в рамках игры для проработки полученной информации. Обсуждение результатов и выделение наиболее значимого фактора. Подведение итогов. Повторное выступление на ту же тему, что и на 1м занятии с учетом полученных в течение тренинга знаний и навыков. Обсуждение. Обратная связь от участников друг другу.
|
Элективные курсы >