Эллектив "Тренинг Общения"

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет

им.акад. И.П. Павлова.

 

Кафедра психиатрии и наркологии с курсами медицинской

психологии и психосоматической медицины.


ПРОГРАММА

 элективного курса «Психологический тренинг общения»

для студентов лечебного факультета.


 

Санкт-Петербург

2002 г.


 

Программа элективного курса «Психологический тренинг общения»

составлена: зав. курсом психологии, к.п.н.  Е.Р.Исаевой, ассистентом  В.В.Трубиной.

 


 

Утверждена на заседании цикловой методической комиссии СПбГМУ им. И.П. Павлова

  

Утверждена на заседании Методического  Совета  СПбГМУ им. И.П. Павлова.

 

 


 

 

АННОТАЦИЯ.

 

 

 

Основная цель элективного курса  – повышение коммуникативной компетентности  будущих врачей  в ситуациях социального и профессионального взаимодействия.

 

Общая цель конкретизируется в следующих задачах:

1.     Приобретение знаний в области психологии личности.

2.     Приобретение умений и навыков эффективного общения (например, установление контакта с партнером по общению, умение выслушать и правильно понять собеседника, навыки проведения деловой беседы и.т.д.).

3.     Развитие способности адекватного и полного восприятия себя и других людей, а также взаимоотношений, складывающихся в процессе общения.

4.     Коррекция и развитие системы отношений личности. Развитие личностного потенциала участников группы.

5.     Преодоление стереотипов, ведущих к неуверенному и агрессивному поведению. Формирование навыков уверенного поведения.

6.     Обучение стратегиям  и правилам поведения в конфликтных ситуациях.

7.     Приобретение навыков психической саморегуляции.

 


Уровень представлений, знаний и умений, приобретаемых студентами в процессе обучения.

 

По окончании курса студенты должны:

 

1. Иметь представление:

1) о закономерностях  межличностного взаимодействия, его пусковых  механизмах, а также о социальных стереотипах и факторах, определяющих успешность взаимодействия;

2) о механизмах межличностного восприятия между людьми;

3) о своей  роли  в структуре межличностных и социальных отношений;

4) об основных видах и средствах психологического влияния;

5) о  понятии «конфликт», об основных типах конфликтов и стратегиях поведения в них.

 

2. Знать:

1) основные этапы и техники установления межличностных контактов (вербальные и невербальные способы);

2) приемы (техники) ведения беседы с партнером по общению;

3) основные виды и средства психологического влияния;

4) правила ведения дискуссии, методы убеждения и переубеждения;

5) эффективные стратегии  самопрезентации и самопродвижения;

6) аспекты этики делового взаимодействия.

 

3. Уметь:

1) верно оценивать и интерпретировать невербальные и паралингвистические компоненты общения и поведения людей;

2) использовать собственные эмпатийные возможности и понимать эмоциональное состояние  партнера по общению;

3) применять техники психической саморегуляции;

4) использовать в своей работе профессиональные навыки рефлексивного слушания и понимания партнера;

5) владеть эффективными стратегиями поведения в эмоционально-напряженных ситуациях;

6) использовать профессиональные навыки убеждающего воздействия на партнера (приемы аргументации и контраргументации);

7) применять приобретенные навыки уверенного поведения в  различных житейских ситуациях социального взаимодействия.

 


Основной принцип психологического тренинга общения – каждый участник тренинга обучается (овладевает навыками) навыкам эффективного общения путем собственных активных усилий.

Задача преподавателя,  ведущего тренинг  - создать условия, способствующие реализации возможностей каждого участника и обучение новым методам взаимодействия.

Задача каждого участника - быть активным в процессе групповых занятий  и в самостоятельной работе.

Одной из важных методологических составляющих тренинга является наличие обратной связи, благодаря которой участники могут корректировать и совершенствовать навыки общения, нивелировать неадаптивные способы поведения.

 

 

Каждое занятие включает в себя следующие элементы:

·        Краткое изложение теоретического материала.

·        Выявление привычных для участников способов межличностного взаимодействия,  когнитивных установок.

·        Инструктирование и моделирование иных возможностей и способов взаимодействия.

·        Закрепление новых способов взаимодействия в ролевых играх и психогимнастических упражнениях.

·        В конце каждого занятия – групповая дискуссия (обсуждение проведенного занятия, полученной информации).

 


План занятий элективного  курса «Психологический тренинг общения»:

Продолжительность всего курса – 36 часов.

 Количество участников в группе – 12-15 человек.

 

Содержание  занятия

Форма

Кол-во часов

 

Задачи

1-е занятие.

Психология общения. Структура коммуникативного процесса. Вербальные и невербальные средства коммуникации.

Невербальное общение. Психогимнастические упражнения.

 

Л.

 

 

Пр.

 

2ч.

 

 

4ч.

 

Повышение сенситивности, развитие репертуара невербального поведения.

2-е занятие.

Вербальные средства коммуникации. Структура беседы. Техники активного слушания.

Тренинг партнерского общения.

Общегрупповая дискуссия. «Личностные качества врача, определяющие успешность его коммуникации».

 

Л.

 

Пр.

 

Пр.

 

2ч.

 

3ч.

 

1ч.

 

Освоение общих схем установления и поддержания контакта в ходе беседы. Разбор типичных «врачебных» ошибок.

3-е занятие.

Ролевая игра: «Первый прием больного»

Конфликт. Виды и функции конфликта.

Стратегии разрешения конфликтов. Поведение в эмоционально напряженных ситуациях. 

Групповое обсуждение.

 

Пр.

Л.

 

Пр.

 

1ч.

2ч.

 

3ч.

 

Закрепление полученных  навыков партнерского общения. Обучение тактикам поведения врача с трудными пациентами.

4-е занятие.

Блиц-опрос.

Основные правила проведения дискуссии.

Техники аргументации и контраргументации.

Деловые игры.

 

 

Пр.

Л.

 

Пр.

 

1ч.

2ч.

 

3ч.

 

Закрепление пройденного материала. Освоение навыков убеждающего воздействия. Анализ «типичных» ошибок.

5-е занятие.

Виды психологического влияния. Основные понятия. Алгоритм  противостояния манипулятивному влиянию. Навыки психической саморегуляции.

Техники психологического влияния.

Групповое обсуждение.

 

Л.

 

 

 

Пр.

Пр.

 

2ч.

 

 

 

3ч.

1ч.

 

Знакомство с видами манипулятивных психологических игр в практике работы врача. Обучение техникам противостояния.

6-е занятие.

Самопрезентация и самопродвижение. Основные правила. Основные характеристики уверенного поведения.

Ролевая игра «Устройство на работу».

Групповая дискуссия. «Самопрезентация личных и профессиональных качеств врача».

 

Л.

 

 

Пр.

 

Пр.

 

2ч.

 

 

2ч.

 

2ч.

 

Знакомство с правилами  и требованиями публичного выступления. Анализ ошибок в выступлениях участников. Отработка стратегий самопродвижения.

Всего:

Лекций – 12ч.

Практ/зан.–24ч.

36 часов

 

 

 

 

Содержательные аспекты элективного курса

«Психологический тренинг общения».

 

1-е  занятие.

Знакомство. Сбор ожиданий участников, объяснение норм и правил работы в тренинговой группе. Принцип активности каждого участника. Знакомство с понятием и основными видами коммуникации (вербальное и невербальное общение). Психогимнастические упражнения, направленные на развитие способности понимания эмоционального состояния партнера по общению. Получение обратной связи от участников группы.

 

2-е  занятие.

Психогимнастические упражнения на создание работоспособности в группе. Групповая дискуссия «Личностные  качества врача, определяющие успешность его коммуникации (взаимодействия) с пациентом». Анализ дискуссии. Типичные ошибки, совершаемые при общении с другими людьми. Знакомство со структурой деловой беседы. Установление контакта, основные правила. Ориентация в проблеме. Техники активного слушания.  Прием и передача информации. Открытые и закрытые вопросы. Упражнения и работа в парах, направленные на овладение приемами профессионального слушания. Групповое обсуждение.

 

3-е  занятие.

Техники слушания – закрепление полученных навыков. Ролевые игры, тема: «Первый прием больного». Знакомство с профессиональными навыками поведения в эмоционально-напряженных ситуациях. Упражнение «Дерево конфликтов». Ролевые игры, направленные на закрепление техник снятия эмоционального напряжения в партнерском общении. Групповое обсуждение дня тренинга.

 

4-е  занятие.

Блиц-опрос по материалам предыдущего дня.  Игры со скрытым мотивом. Анализ основных ошибок, допущенных участниками в ходе ролевой игры. Факторы, способствующие и препятствующие убеждающему воздействию на партнера.  Техники аргументации и контраргументации. Разбор конкретных ситуаций, анализ индивидуальных случаев неудачного решения проблемы, предлагаемых участниками группы. Отработка всех полученных навыков аргументации в парах. Групповое обсуждение дня тренинга.

 

5-е  занятие.

Блиц-опрос по материалам предыдущего дня.  Виды и техники психологического влияния на людей: варварские, манипулятивные, цивилизованные. Основные понятия. Отработка навыков цивилизованного влияния. Техники «психологической самообороны». Их закрепление в упражнениях и играх. Алгоритм противостояния манипулятивному влиянию. Знакомство с навыками психической саморегуляции.  Обсуждение впечатлений дня тренинга. Домашнее задание: «Подготовка  мини-самопрезентации».


6-е  занятие.   Самопрезентация и самопродвижение: основные требования и стратегии осуществления.  Демонстрация и обсуждение домашнего задания. Анализ ошибок в выступлениях участников. Особенности построения излагаемого материала. Основные характеристики уверенного поведения. Ролевая игра: «Устройство на работу».  Групповая дискуссия "Самопрезентация личных и профессиональных качеств  врача".

Подведение итогов тренинга, обмен мнениями участников группы. Прощание.